Обычные (нативные) мобильные приложения предлагают лучший внешний вид, юзабилити и функционал. Но прогрессивные веб-приложения, которые буквально трансформируют сайт в программу на телефоне, постепенно теснят нативные. Что значит технология PWA для бизнеса и стоит ли переводить свой сайт на эти «рельсы»?
Что такое PWA-приложение
PWA-приложение (от английского, Progressive Web App, прогрессивное веб-приложение) — методология создания мобильного приложения на основе существующего веб-сайта. PWA-приложение совмещает свойства нативного (стандартного) мобильного приложения вместе с браузерными функциями сайта. Загрузить такое приложение можно не только на десктоп или мобильное устройство, но также на торговый терминал или любое другое устройство с выходом в интернет. Простыми словами, PWA-приложение — это приложение, которое создано на основе сайта.
Чем PWA-приложение лучше нативного приложения
Progressive Web App отличается от нативных мобильных приложений. Считается, что оно лучше нативного приложения по следующим причинам.
- Оптимизация управления. Так как прогрессивное веб-приложение целиком основано на сайте, управлять им отдельно нет необходимости. На практике это означает следующее: вы работаете над контентом сайта и контентом мобильного приложения через одну и ту же CMS, экономя время. Ведь не нужно распыляться на отдельное управление мобильным приложением, как в случае с нативным вариантом.
- Проще и дешевле ретаргетинг. В PWA-приложениях можно использовать push-технологию. Пуш, как канал доставки рекламы, повышает конверсию благодаря высокой персонализации и возможности сегментироваться на пользователях, которые проявляли интерес к продукту ранее.
- Отсутствует привязка к Play Market и App Store. PWA не нужно скачивать на смартфон или размещать приложение в магазинах. А вот нативное приложение обязательно публиковать в Play Market или Apple Store, ведь в противном случае пользователи о нем не узнают, не смогут скачать и использовать (да, с Android ситуация проще, но кто станет качать неизвестный файл с расширением. apk?). PWA не имеет такой привязки к сторам, при этом прогрессивное приложение можно добавить на главный экран смартфона или другого мобильного устройства.
- Занимает мало места на устройстве. Это может быть всего 1-2 мегабайта.
- Остаётся видимым для поисковых систем. Google, «Яндекс» и другие поисковые системы проводят индексацию PWA-приложений. Ведь, по сути, такое приложение является публичным сайтом.
- Загружается очень быстро. Практически так же быстро, как нативное приложение.
- Кроссплатформенность. PWA-приложение можно использовать практически на любом устройстве.
Сколько стоит разработка PWA-приложения
Здесь дело не в сложности самой технологии, а скорее в аппетитах конкретного агентства или другой компании, которая будет создавать для вас PWA-приложение. Есть агентства, которые обещают разработать прогрессивное приложение за 150 000 рублей, другие (из регионов) — всего за 50 000 рублей. И предложения могут быть еще дешевле.
Чисто технически создать черновую версию PWA-приложения вообще можно за день (для переноса сайта в PWA используются специальные конструкторы, которые автоматизируют большую часть работ по переносу сайта). Фрилансеры на зарубежных площадках обещают конвертировать готовый сайт в прогрессивное приложение за 150-300 долларов.
Стоимость разработки прогрессивного приложения зависит от ряда факторов:
- Суммарное количество устройств, под которые необходимо адаптировать приложение (точнее — экранов);
- Функциональная сложность;
- Сложность дизайна;
- Сложность верстки;
- Используемая на сайте CMS — если это самописный движок, то стоимость разработки PWA будет выше.
Сложности и недостатки PWA
Главная сложность касается мобильных устройств Apple. Дело в том, что технология на iOS имеет некоторые ограничения, в первую очередь, речь идет об уведомлениях. Вот три момента, которые нужно знать до создания PWA под iOS: не работает с Bluetooth-технологией; не работает с технологией Touch ID; не позволяет отправлять уведомления в Safari. Однако если пользователь айфона или айпада выберет другой браузер по умолчанию, то уведомление из PWA-сайта будут приходить ему как обычно.
Таким образом, Apple поддерживает далеко не все функциональные возможности PWA, поэтому пользовательский опыт на устройствах компании, в некоторых случаях, будет более ограниченным, чем на Android-устройствах.
Конечно, у прогрессивных веб-приложений есть и другие недостатки.
- Технология еще в разработке. Технология PWA, а также её совместимость с мобильными браузерами и операционными системами все еще находится на стадии разработки.
- Производительность. С помощью PWA можно добиться хороших результатов, когда речь идет о производительности, но производительность нативных приложений все же намного выше, чем у PWA.
- Меньшее количество функциональных возможностей. Не все функциональные возможности устройства могут быть использованы, если речь идёт о прогрессивном приложении. Например, PWA не может получить доступ к контактам, календарю, Bluetooth или NFC. Если планируется мобильное приложение, которое будет использовать аппаратные модули смартфонов, зачастую разумнее выбрать нативное приложение, а не PWA.
Кому подойдет PWA-приложение
Прогрессивное веб-приложение подойдет большинству онлайн-бизнесов, так или иначе связанных с продажей товаров в интернете. Особенно актуальной технология прогрессивных веб-приложений становится в эпоху глобальных блокировок России, когда существуют угроза того, что привычные сторы перестанут работать.
Когда PWA-приложение будет особенно актуальным
- Интернет — основной канал получения клиентов или связи с целевой аудитории для вашей компании.
- Ваша компания работает в нише е-коммерс: в этой тематике всегда существует огромное количество конкурентов. И одним из важных факторов является время загрузки приложения, ведь долгая загрузка, это потерянный пользователь.
- Нужна максимально оперативная связь с клиентом. Например, вы оказываете услуги бронирования, аренды, доставки.
- У вашей компании очень много конкурентов на странице результатов поиска. Привлекая пользователей напрямую в PWA можно не бояться конкуренции в SERP.
- Для вашей компании особенно важны повторные продажи. С PWA вы можете присылать очень сегментированные и персонализированные подборки товаров или услуг.
- В вашей нише хорошо работают push-уведомления. PWA станет ключом к эффективным пушам. В первую очередь, этот сценарий подходит для заведений общественного питания, e-commerce, СМИ, любых интернет-магазинов.
- Вы часто настраиваете ретаргетинговые компании. PWA упрощает эту задачу, достаточно отправить правильно настроенный пуш.
- Вашей компании важен средний чек. Благодаря повторным продажам через возврат заинтересованных пользователей вы сможете повысить средний чек.
Что касается конкретных ниш бизнеса и тематик, где прогрессивные приложения проявляет себя самым эффективным образом, то это следующие направления бизнеса:
- Интернет СМИ. Например, новостные сайты;
- Сервисы, оказывающие услуги бронирования какого-либо продукта;
- E-commerce;
- Платные информационные курсы;
- Банковская и финансовая отрасль;
- Предприятия общественного питания;
- Страховые услуги.
Кто уже использует PWA-приложения
В конце 2022 года PWA есть у многих компаний-лидеров своей отрасли. Это AliExpress, Twitter, Forbes, Tinder, Starbucks, Uber. У каждой из них — свои причины любить PWA. Чтобы понять, чем Progressive Web App отличается от обычных сайтов, лучше всего посмотреть на реальные примеры PWA.
Платформе удалось поднять вовлеченность на 65%, а время, проведенное на сайте, увеличилось практически на 50%. В компании также поделились, что платформе удалось удвоить и рекламный доход. Все это — благодаря PWA.
Uber
Создав прогрессивное веб-приложение, сервис увеличил количество конверсий с десктопов в несколько раз. Теперь доля заказов поездок с десктопов приближается к 30%.
Компании удалось снизить процент отказов, увеличить глубину просмотра сайта и в целом повысить вовлеченность пользователей, а также увеличить количество публикации твитов для новых и текущих пользователей.
AliExpress
Компании удалось значительно улучшить среднее время сеанса, прокачать CR для iOS и в целом увеличить количество клиентов.
Если вышеуказанных примеров вам мало, то вот девять успешных компаний, которые успешно внедрили PWA в свою работу: Yummly, Soundslice, Debenhams, MakeMyTrip, Spotify, Kopa (Padpiper), Flipboard, BMW, 2048 Game.
Достоинства PWA-приложений
Давайте рассмотрим плюсы PWA-приложения именно с позиции бизнеса. Использование Progressive Web App (PWA) дает несколько преимуществ.
- Разработка PWA-приложения часто довольно дешева. Разработка PWA-приложения дешевле, чем разработка нативных приложений, поскольку занимает меньше времени, особенно если сайт уже готов и работает.
- Отсутствие обновлений приложения. Поскольку PWA постоянно взаимодействует с интернетом, обновляться такому приложению не нужно. Это гарантирует, что пользователь (если у него есть активное подключение) всегда сможет работать с последней версией приложения.
- Функции веб-сайта и приложения в одном флаконе. PWA можно использовать и как приложение, и как сайт. Это означает, что можно использовать все возможности браузера и устройства, на котором размещается PWA. Например, камера, push-уведомления (только на Android) или GPS.
- Пользователи могут открыть PWA непосредственно через URL, который содержится в SMS-сообщении, имейле или сообщении Telegram, Viber, WhatsApp. Независимость от официальных сторов положительно влияет на коэффициент конверсии для новых пользователей.
- Поддержка SEO. В отличие от нативных приложений, PWA app поддерживает SEO. Это означает, что приложение можно оптимизировать для получения трафика из поисковых систем. Ну и содержимое PWA можно найти в результатах поиска поисковой системы Google.
- Иконка приложения. PWA-приложение может быть добавлено на домашний экран смартфона или планшета, что также положительно влияет на его открываемость.
- Не требуется установка. PWA сайт доступен через браузер, поэтому его не нужно устанавливать через магазин приложений. Это также означает, что вы не зависите от правил магазинов приложений, что особенно актуально в период глобальных блокировок российских разработчиков, издателей и пользователей.
- Использование в автономном режиме. PWA можно частично использовать в автономном режиме. Это положительно сказывается на пользовательском опыте, поскольку им не приходится каждый раз загружать всё приложение целиком, как это происходит с нативным.
- Можно установить на любые типы устройств. Применимость прогрессивных веб-приложений гораздо шире, чем нативных. PWA доступно через браузер не только на компьютерах, смартфонах и планшетах, но и на любых других типах устройств.
- Высокая производительность. PWA почти не требует места для хранения данных и использует меньше ресурсов, чем нативное приложение, при этом производительность у них практически идентична.
Насколько популярны PWA-приложения
Не секрет, что производительность важна не только для сайтов, но и для мобильных приложений, десктоп-программ. Сегодня сайты используют PWA-технологии, в основном, для повышения производительности. Поддерживаемая компанией Google технология PWA, направлена на обеспечение максимальной производительности, не затрагивая эффективность пользовательских компонентов (в первую очередь, сети и смартфона).
Производительность достигается за счет придания PWA-приложениям качеств нативных приложений, которые являются удобными и производительными с точки зрения пользователя. Несмотря на большое внимание, концепция и сама технология PWA является относительно новой: о ней широко заговорили только в 2018 году.
Резюме
Прогрессивные веб-приложения — это будущее? Ответ — да, за PWA-приложениями будущее. PWA могут и должны, в конечном итоге, заменить большинство нативных приложений.
Стоит ли моей компании переходить на PWA? Ответ — прежде чем принимать какие-либо решения, вам необходимо получить базовые знания о технологии PWA, технологическом стеке вашего продукта и вашей пользовательской базе. Как только вы полностью поймете технологию и то, какую пользу она может принести вашим пользователям, вы сможете принять взвешенное решение о том, стоит ли переводить ваше родное приложение или традиционный веб-сайт на PWA или оставить то, что у вас есть.
Не во всех нишах PWA отрабатывает лучше. Возьмем конкретный пример: ставки на спорт. Здесь важны секунды и даже миллисекунды. Для большинства пользователей (например, из ecommerce-ниши) такие миллисекунды не существенны. Но в ставках они играют роль. И нативное приложение всегда будет более производительным, чем самое оптимизированное PWA.
Преимущества PWA-приложений очевидны: их не нужно скачивать, не нужно устанавливать. Кроме того, такие приложения имеют широкий спектр применимости и бережно относятся к данным.